Как нанять толкового маркетолога

Опубликовано 06.06.2024

По большому счету, маркетолога надо нанимать так же, как и любого другого специалиста: важно, чтобы он умел и любил думать.

Всё. На этом можно закончить.

Но так как нам нужна статья, ниже я расскажу об опыте и наблюдениях после примерно сотни интервью, которые я провела в профессиональной жизни с маркетологами разных национальностей, полов, возрастов и опыта.
Я принципиально уделяю больше внимания софт-скиллам: умению учиться, думать, работать в команде, принимать решения и нестандартно мыслить. Этому нельзя быстро научиться, в отличие от хард-скиллов.

1. Определитесь, кого вы ищете

Прежде чем приступить к поиску кандидата, решите, кто вам нужен: узкопрофильный специалист (SMM, SEO, PPC-эксперт), универсал (умеет всё и понемногу, но не всё умеет делать руками и глубоко) или руководитель (бизнес-партнер, стратег, менеджер).

Часто руководители среднего бизнеса хотят всё и сразу. Это понятно и естественно: чем меньше компания, тем более универсальный специалист нужен. Но важно отдавать себе отчет в том, кого вы ищете, потому что навыки, умения и ожидания должны быть разные.

Ну и вообще, ясная картина и честность с собой — это хорошо.
«Кого выбрать?»
ChatGPT
И, кстати, если у вас нет уверенности в своих силах для проверки профессиональных знаний и навыков кандидата, не бойтесь просить помощи у друзей, знакомых или таких, как мы.

2. Сформулируйте общие критерии оценки кандидатов

Независимо от типа специалиста, есть общие критерии, которые помогут выбрать подходящего кандидата:

  • Маркетинговый базис: маркетолог должен понимать и уметь объяснить, что за продукт он продвигает, какие у него сильные и слабые стороны, какое УТП, кто целевой клиент, какой конкурентный ландшафт, какие события происходят на рынке. Даже если кандидат не из вашей отрасли, попросите рассказать о продукте, которым он занимается сейчас.

  • Опыт и проекты: важно понять, с какими проектами и задачами кандидат сталкивался в прошлом. Попросите рассказать о предыдущем опыте, хороших и интересных проектах, и какой вклад он внёс в достижения компании. Ещё можно попросить рассказать о неудачах и посмотреть, способен ли он критически мыслить и анализировать свои ошибки. Это, пожалуй, второе по важности после умения думать.

  • Маркетинговая осознанность: всем без исключения маркетологам надо уметь мыслить категориями результата. Хорошо, если кандидат понимает, как его действия влияют на бизнес, будь то рост количества лидов, выручка или другие бизнесовые метрики. Попросите порассуждать о целях и внутренних заказчиках маркетинга, кто и как ставит задачи маркетологу и оценивает результаты.

  • Навыки и любопытство: маркетинг — это постоянное исследование и эксперименты. Убедитесь, что кандидат открыт к новому и готов учиться, даже (особенно) если у него за плечами двадцать лет опыта.
«Идеальный маркетолог делает идеальный маркетинг»
ChatGPT

3. Оцените профессиональную подготовку кандидата

Узкопрофильные маркетологи

Если вы хотите закрыть конкретную задачу, требующую известных хард-скиллов на постоянной основе, то и проверяйте эти навыки. В дополнение к общим критериям важно проверить:

  • Экспертизу в предметной области: основные понятия, объекты и взаимосвязи в предметной области, главные показатели и методики измерения, рыночные бенчмарки.

  • Владение инструментарием: «line-of-business»-системами, например, рекламными кабинетами или CMS, аналитическими инструментами, умение работать «руками» в электронных таблицах (это важно!) и знание, что делать, если что-то непонятно (гуглить, искать на Reddit или спрашивать в чатах специалистов).
Был у меня один кандидат на позицию SEO-специалиста, который отлично понимал технические аспекты поисковой оптимизации, но не мог объяснить, какой вклад его работа принесла в продажи.

Я выбрала другого кандидата, который хоть и имел меньше опыта, но понятно объяснил, где место поискового трафика в маркетинговым миксе, как поиск влияет на Customer Journey и как подстраивать стратегию продаж в зависимости от поисковых запросов лида.

Универсалы

Чем универсальнее опыт, тем меньше глубина экспертизы. Подумайте, что именно универсалу придется делать чаще всего: пилить рассылки, писать тексты для сайта, верстать и дизайнить презентации, организовывать мероприятия, запускать рекламу или вести социальные сети.

Дайте тестовое задание, связанное с главной или самой частой задачей: составить текст для рассылки или разработать план подготовки к мероприятию. Если надо будет делать рекламу — попросите рассказать об опыте настройки рекламных кабинетов, проанализировать то, что у вас уже есть и предложить 3−5 ключевых изменений или идей.
Однажды я нанимала универсала, и в финал прошли двое: оба умели всё понемногу, но первый вдобавок очень хорошо писал, а второй обожал мероприятия.

Мы в тот момент запускали серию бизнес-завтраков, так что я выбрала второго и не пожалела: участники сами шли по воронке, делились в Фейсбуке отзывами о прекрасной организации и спикерах, регистрировались на следующие эвенты и приводили коллег.

Руководители

Если ищете директора по маркетингу или руководителя отдела, то ищите прежде всего руководителя. Проверяйте на способность создавать команды, играть в команде и быть играющим тренером, уметь разруливать конфликтные ситуации, развивать себя и других. Просите на примерах показать стратегических подход: такой человек должен любить и понимать, как играть вдолгую, уметь мысленно выходить из операционки и смотреть на 1−2−3 года вперед.

Пожалуйста, не проверяйте, красивые ли презентации делает такой кандидат — это полезно, но не обязательно для руководителя. И не спрашивайте, что не так с вашим сайтом на первом же интервью — это ничего хорошего не скажет о вас и не поможет оценить способности кандидата.
«Внутри маркетолога»
ChatGPT
Спорный вопрос о том, давать ли серьезное тестовое задание. Например, разработать и представить маркетинговую стратегию компании. Мнения коллег разделились: с одной стороны, это грандиозная работа, и если делать её серьезно, то за деньги. И многие маркетинговые руководители не станут за это браться — не из-за лени, а потому что понимают, что хорошо это для теста сделать нельзя, а плохо не хотят. С другой стороны, как же без задания понять, что это «ваш человек»?
Считаю, что правильно попросить показать и представить предыдущие проекты и смотреть, есть ли у вас человеческий «мэтч». Помните, что вы выбираете себе бизнес-партнера, того, кто в случае удачи будет не центром затрат, а центром прибыли и стратегических инициатив.

Ну и всегда можно попросить «второе мнение» от профессионалов, если сомневаетесь.

Новые статьи в вашем почтовом ящике
Не чаще раза в месяц.

Или подпишитесь на телеграм-канал.
Вы соглашаетесь с политикой персданных