КАК СПРАШИВАТЬ «ПОЧЕМУ?» И отвечать на этот вопрос

Опубликовано 04.03.2024

Тетушка Минни в больнице. Почему? — Потому что она поскользнулась на льду и сломала бедро.


Почему она поскользнулась на льду? — Потому что лед скользкий, все это знают.


Но почему лед скользкий? Не так много вещей настолько же скользкие, как лед. — Потому что вода расширяется, когда замерзает, а давление пытается «исправить» расширение, и лед тает.


Но почему вода расширяется при замерзании?


Вы заметили, что в чем дальше я задаю вопрос «почему», тем интереснее становится?

Это отрывок из прекраснейшего интервью Ричарда Фейнмана (американский физик, нобелевский лауреат, который в свободное от науки время отрывался как мог — курил траву в исследовательских целях, потешался над коллегами, писал портреты и играл на бонго; вот его книга о собственной жизни, а это его интервью-видеоиллюстрация к этой статье).

Конечно, это не про физику, это про жизнь, и, раз уж вы здесь, про маркетинг.
«Почему?»
ChatGPT

Cпрашивать много раз

В книге Фейнман говорит, что многие люди учатся не путем понимания, а путем механического запоминания, и из-за этого их знания очень хрупки. Мало того, что вы не можете объяснить, почему происходит то или иное явление или процесс, вы ещё и гарантированно не можете ими управлять, если не понимаете, как они устроены в деталях. Значительная часть маркетеров (да и не только), когда сталкиваются с чем-то непонятным, останавливаются на первом-втором раунде «почему»; единицы идут глубже.
— Почему мало продаж? — Мало лидов с сайта.
— Почему? — Трафик не растет.
— Давайте дадим рекламу и напишем статей для SEO.

Это пример диалога, в котором «почему» было мало.
То, что мы считаем причиной, — следствие чего-то ещё, а пытаться изменить результат, не трогая причины, значит терять ресурсы на бессмысленным работу. Задавать вопрос «почему» до тех пор, пока не докопался до настоящих причин, — навык, который можно натренировать. Достаточно быть искренне любознательным. Разве что надо научиться звучать неагрессивно, потому что люди вокруг вас и так будут в недоумении, вот докопался.

Подбрасывать дров

Тактика «спрашивать, пока не докопался до сути» работает до некоторого предела, а потом наступает ступор. У маркетеров может быть замылен взгляд, они могут чего-то не знать, не понимать, или в конце концов быть ленивыми и не любить думать. В таких ситуациях можно подбросить дров, чтобы мыслительный процесс не потух.
Так почему именно поисковый трафик не растет? На какие именно страницы трафик растет, а на какие нет? По каким запросам? Может быть, мы потеряли позиции? А что вообще в выдаче? Может, запросов стало меньше? А не стали ли пользователи по-другому формулировать запросы? А что у конкурентов? А что в семраше? А счетчик на новые страницы не забыли поставить?
Не надо бояться показаться глупым, задавая как бы глупые вопросы. Во-первых, глупые вопросы, на которые просто ответить, хорошо пробивают ступор. Во-вторых, неважно, руководитель вы или исполнитель, — лучше в моменте казаться глупым, но любознательным, чем всегда быть умным и не видеть дальше собственного носа.

Менять угол зрения

Тетушка Минни в больнице не только потому что лед скользкий: её привез в больницу муж. И это тоже причина, потому что не привези муж её в больницу, она бы там точно не оказалась.

Эта причина не такая интересная, можно даже сказать скучная, но можно ли её пропускать в анализе? Оказалась бы тетушка в больнице, если бы не муж?

Задача «искать в ширину» ещё сложнее, чем углубляться. Причины ситуации могут быть любыми, и тут уже поможет не навык докапываться до сути, а кругозор и умение отвлечься от контекста.
— Почему мало продаж? — Мало лидов с сайта.
— Окей, а каких лидов вы ждёте? — Наших целевых клиентов, крупных банков.
— Ага, и сколько их всего на рынке? — Ну… Пятьдесят?
— Эти? — Да, но они все есть в CRM и мы с ними уже общались.
— Нестыковочка. Если вы целитесь в топ-50 банков и уже знакомы со всеми, зачем вам лиды с сайта? Вам либо надо делать с теми пятьюдесятью ABM, либо расширять целевой рынок. Но даже если вы захотите идти в топ-100, то они тоже наверняка есть у вас в CRM и вы с ними знакомы. Вывод?

Вовремя останавливаться

И все-таки с «почему» надо знать меру. Декомпозируя причины глубже и глуже, можно дойти до того, что ответом на вопрос будут два-три конкретных события. Примите их во внимание, но чтобы не стать жертвой ошибки выжившего, вернитесь на пару уровней выше и стройте гипотезы там.
«Бесконечные вопросы»
ChatGPT

Так почему вода расширяется?

В воде молекулы H2O резвятся как получится. Когда вода замерзает, молекулы выстраиваются в кристаллическую решетку.

Почему? Потому что кинетическая энергия движения молекул, известная как «температура», оказывается ниже энергии водородных связей между атомами водорода и кислорода.

Так вот, в состоянии «как получится» молекулы теряют ощущение личных границ, заходят на территорию соседних молекул и укладываются плотнее. Из-за этого они занимают в среднем на 10% меньше объёма, чем в кристаллической решетке, где всё по линеечке.
А почему именно на 10% меньше?

Новые статьи в вашем почтовом ящике
Не чаще раза в месяц.

Или подпишитесь на телеграм-канал.
Вы соглашаетесь с политикой персданных