Синдром зеленого дашборда

Опубликовано 18.03.2024

— Вы не генерите спрос!

— Мы генерим нормально, это вы продавать не умеете!

В каждой B2B-компании, где я работал по найму или как консультант, продажи конфронтовали с маркетингом — явно или скрыто. Независимо от рынка, продукта, размера бизнеса, оргструктуры, сейлы были недовольны количеством и качеством лидов. Даже там, где не было продавцов, а продукт продавался «самоходом», к маркетерам с вопросом, где же выручка, приставал CEO.

Иногда маркетологи на претензии отвечали: да, есть какой-то косяк, давайте вместе думать, как нам поднять лидген. Но чаще огрызались: лидген идеальный — смотрите, весь маркетинговый дашборд зеленый. А продаж нет, потому что вы не умеете продавать. Или обленились и не звоните. Или не показываете клиенту ценность. Или называли еще тысячу причин, почему во всем виноваты сейлы.
Я сам, бывало, так делал, когда работал в найме. Так что для меня анализ причин «синдрома зеленого дэшборда» у маркетеров — это личная история.
А вот шесть причин, которые мы разберем ниже:
  1. Нет маркетингового плана.
  2. План маркетинга оторван от продаж.
  3. Не понимаем путь клиента.
  4. Маркетологи дурят голову.
  5. Не видим полной картины.
  6. Не учитываем рыночную ситуацию.

Нет маркетингового плана

Можно жить без маркетингового плана, если в компании над продуктом, маркетингом и продажами работают всего 3−5 человек. И все они на одной волне и быстро принимают решения. Когда сотрудников больше 10, без плана становится как минимум неуютно.
Как не надо
Плана нет вообще (план в голове руководителя не считается). Или он есть только внутри отдела маркетинга, а продавцы, продуктовая команда и гендир про него ничего не знают.
Почему так не надо
Какие бы отчеты маркетинг ни показывал, без плана все они не имеют отношения к продажам. Странно, что в этом случае вообще есть какие-то отчеты.
Как надо
Сделать маркетинговый план с понятными KPI и с методикой их расчета.
Где остановиться

Соотнесите обстоятельность и глубину плана с масштабом бизнеса и тем, насколько хороший прогноз вы можете сделать исходя из исторических данных. Не расписывайте маркетинговый план до конкретной рекламной кампании, если вы раньше не запускали рекламу. Вместо этого возьмите рыночные бенчмарки, умножьте их в полтора-два раза (так вы подстелете всей компании соломку), и вот у вас есть реалистичные целевые KPI.


План маркетинга оторван от продаж

Иногда маркетинговый план живет отдельно от плана продаж. Возможно, когда-то один следовал из другого, но потом связь между ними была утрачена.
Как не надо

Маркетинговый план основан не на плане продаж, а на исторических показателях маркетинга и мантре «плюс 30% к показателям».

Почему так не надо

Рост плана продаж на 30% вовсе не значит, что лидген должен вырасти на 30%. В маркетинговых каналах можно упереться в потолок, даже имея бесконечный бюджет и ресурс. С ростом количества лидов будет непросто сохранить их качество, поплывет конверсия.

Как надо

Декомпозируйте план продаж в квалифицированные лиды через средний чек, цикл сделки, винрейт. Помните, что если цикл сделки в продажах — полгода, то в сентябре маркетинг будет генерировать спрос, который закроется в среднем в марте будущего года. План по лидам можно декомпозировать ещё глубже до трафика и других оперативных показателей, взяв за основу конверсии прошлых периодов.

Где остановиться

Когда выручка имеет много признаков — разные продукты, сегменты, территории, новые-старые клиенты, отрасли — честное планирование до последней цифры будет очень утомительным. Возьмите основные разрезы, которые в сумме приносят 70−80% выручки, и спланируйте лидген и показатели по ним. Полученные цифры умножьте на два и вы получите близкие к реальности KPI маркетинга.


Не понимаем путь клиента

Предположим, вы собрали качественную аудиторию и провели хороший вебинар. Участники задали много вопросов. Но качественных лидов нет.

Скорее всего, клиентский путь ваших покупателей состоит из десятков касаний. Одного вебинара недостаточно: прежде чем начать разговор с продавцами, клиент читает статьи в вашем блоге, скачивает и пробует продукт, сравнивает его с конкурентами, смотрит видеообзоры.
Как не надо

Рассчитывать, что количество лидов напрямую, линейно зависит от кликов на рекламное объявление или от трафика на сайте.

Почему так не надо

Путь B2B-клиента в маркетинговой воронке занимает недели и месяцы. За это время потенциальный клиент несколько десятков раз взаимодействут с компанией через сайт, e-mail, соцсети, мероприятия, медиа и другие каналы. Так он медленно прогревается, пока не будет готов начать разговор с продавцами.

Как надо

Составляя маркетинговый план, учитывайте путь клиента и его время нахождения в маркетинговой воронке. Помните про все взаимодействия, которые влияют на решение клиентов о покупке.

Где остановиться

Поначалу может казаться, что все клиентские пути уникальны. Клиент, А пришел с поиска, на следующий день зашел на страницу YouTube, потом скачал триал продукта. Клиент Б сначала лайкнул пост в ВК, потом пришел на продуктовую страницу на сайте, через два месяца зарегистрировался на вебинар. Нужно анализировать не последовательность каналов, а то, какую задачу решает потенциальный клиент, когда в очередной раз взаимодействует с компанией. Что он хочет сегодня — изучить фичи продукта? Найти инсайты для собственной работы? Получить social proof? Надо не размышлять над каждым клиентским путем, а разобраться в мотивах покупателей на протяжении маркетинговой воронки.


Маркетологи дурят голову

«Иллюзия контроля»
ChatGPT
В маркетинговом дашборде могут быть десятки показателей непонятной природы. Например, маркетеры рапортуют о том, что опубликовали пять новых статей и уменьшили стоимость клика в рекламе. Но как это влияет на лидген для продаж?
Как не надо
Смотреть на результаты, которые не имеют отношения к главной задаче отдела маркетинга — дать продавцам хорошо прогретых лидов и при этом не выйти из бюджета.
Почему так не надо
В маркетинге вообще миллион показателей. В одном только рекламном кабинете Google их более 500. Сходу сложно понять, что имеет значение, а что нет.

Маркетолог с хорошо подвешенным языком легко найдет какой-нибудь зеленый показатель и будет объяснять, почему эти цифры важны. К сожалению, в реальности эти показатели могут не иметь никакого отношения к росту продаж.
Как надо
Главные операционные маркетинговые показатели в B2B — количество квалифицированных лидов, покрытие пайплайна, стоимость привлечения клиента, общий возврат на маркетинговые инвестиции. Трафик, веб-конверсия, количество вебинаров, затраты на рекламу — важные, но второстепенные.

Стоимость клика, CTR в рассылках и количество лайков должны анализировать маркетинговые руководители с соответствующими специалистами. Что-то выдающееся можно разово выносить на всеобщее обозрение, чтобы подсветить проблему или наоборот похвалить, но только в порядке исключения.
Где остановиться
Не перегните палку в назначении маркетингу чужих KPI. Отдел маркетинга отвечает за генерацию спроса. За продажи отвечает отдел продаж, за продукт — продуктовая команда. За внедрение, запуск, обслуживание клиентов — соответствующие отделы. Пусть каждый отвечает за свою работу.

Не видим полной картины

Некоторые руководители считают главным критерием успеха какой-то определенный показатель, например, растущий трафик. При этом они не обращают внимание на качество трафика. Такой односторонний взгляд не просто не дает полной картины. Он уводит команду в сторону от главного.
Как не надо
Отслеживать количество, забывая про анализ качества. Радоваться увеличению количества лидов при снижении винрейта, растить трафик без оглядки на конверсию. Высушивать рекламные кампании ради высокого ROMI, забывая о вкладе рекламы в клиентский путь.
Почему так не надо
Высокий трафик — только часть успеха. Важно, как он будет конвертироваться. Одно дело — написать хорошую статью под высокочастотный запрос и получить качественных посетителей; их будет легко догреть и передать сейлам. Совсем другое дело — запустить баннерную рекламу и понадеяться, что из тысяч пришедших по ней будет много представителей нашей ЦА, из которых сразу вырастут качественные лиды.
Как надо
Отслеживайте целевые события, например, скачивания пробной версии продукта. Если хотите копнуть глубже, разберитесь, какие показатели влияют на целевые действия.
Где остановиться
Не усложняйте и не вводите показатели, которые сложно измерить. Двух-трех элементов в расчете достаточно. Если их больше, будет сложно придумывать и проверять гипотезы, потому что вы не сможете избежать влияния показателей друг на друга.

Не учитываем рыночную ситуацию

«Хаос и любопытство»
ChatGPT
Инвесторы сейчас меня разорвут, но увы есть моменты, когда внешние факторы влияют на покупателей сильнее, чем обычно. Это нельзя не учитывать ни в момент планирования, ни в процессе работы.
Как не надо
Всё время считать, что чтобы расти быстрее рынка, надо каждый месяц продавать в полтора раза больше, чем год назад.
Почему так не надо
Быстрее рынка — это быстрее рынка, а не быстрее собственных показателей год назад. Будут моменты, когда рынок падает, — вспомните пузырь доткомов, мировые кризисы 2000-х и 2010-х. В 2020-м ковид обрушил индустрию туризма и гостеприимства. Ситуация в экономике, действия конкурентов, геополитика может влиять на вашу компанию сильнее, чем кажется.
Как надо
Маркетеры должны следить за тем, что происходит в мире и уж тем более в отрасли. Период общего спада — время для вдумчивого анализа эффективности каналов, переманивания базы конкурентов, работы с текущими клиентами и подготовке задела на будущее, например, новых продуктов или кампаний. Период подъёма — время для экспериментов и агрессивного роста. Анализируйте ситуацию и периодически пересматривайте маркетинговый план вместе с KPI.
Где остановиться
Даже в самых плохих рыночных условиях от продавцов ждут новых клиентов, а от маркетеров — качественных лидов. Надо сделать новый реалистичный и согласованный план продаж и маркетинга, оставить то, что лучше всего работает на генерацию спроса и продолжать упорно работать.
Монополия отделов маркетинга на снабжение сейлов лидами не означает, что маркетинг всегда прав. Если продажи отстают от плана, проблему надо искать и в продажах, и в маркетинге.

Чем зеленее маркетинговый дашборд, тем вероятнее, что проблема именно на стороне маркетинга.

Новые статьи в вашем почтовом ящике
Не чаще раза в месяц.

Или подпишитесь на телеграм-канал.
Вы соглашаетесь с политикой персданных